А это означает необходимость пресечения нерентабельных направлений и постоянный поиск рентабельных видов деятельности, а также эффективного персонала. Если всем этим не заниматься, то бизнес постепенно (а чаще всего довольно быстро!) превращается в болото. Российский бизнес все еще принято считать достаточно молодым, однако здесь уже немало «заболоченных» участков. А одна из причин этого явления — отсутствие новой генерации бизнесменов.
Ведь те, кто начинал заниматься бизнесом еще в начале 90-х, доминируют на рынке и сегодня. Может быть, интерес российских бизнесменов к деньгам — всего лишь их глубоко частное дело? Не думаю. Ведь если бизнесмены не испытывают интереса к деньгам, то и сами по себе частные компании не превращаются в рыночный товар. А таким компаниям, в свою очередь, не нужны инвестиции. Ведь инвестируют обычно в развитие и в перспективы!
Особенности менталитета собственников таких бизнесов приводят к тому, что они начинают испытывать страх перед совершением кардинальных шагов по реформированию и развитию компаний. И уже никогда не смогут перешагнуть из разряда предприятий малого бизнеса в категорию бизнеса среднего, а от среднего бизнеса — к бизнесу крупному. Ведь мало кто из бизнесменов имеет соответствующее бизнес-образование. А значит, они просто не умеют управлять крупными бизнесами.
Похоже, именно в этом кроются причины довольно странного положения, когда формальное наличие большого количества бизнесменов в стране до сих пор не привело к появлению реальных, «живых» бизнесов. Кто же в таком случае составляет большинство российских предпринимателей? Видимо, это люди, которые попросту научились «хорошо зарабатывать». Но с точки зрения психологии так и оставшиеся наемными менеджерами. Просто над ними нет непосредственного начальства.
Занятно, но если копнуть поглубже, то нередко выясняется: в качестве такого «начальника», то есть силы, мотивирующей всю компанию к дальнейшему развитию, выступают жены бизнесменов. Уровень потребностей которых, вероятно, намного превышает ту планку, выше которой номинальные хозяева компаний просто не видят смысла подниматься.
Но даже в том случае, если с мотивами все в порядке, а «большие деньги» рассматриваются бизнесменами в качестве инструмента развития, существует немало других ограничений, препятствующих росту компаний. Ведь с ростом бизнеса одновременно растут и риски. А значит, нередко в жизни собственника наступает момент, когда приходится признать: риски выросли настолько, что теперь очень легко потерять всё.
Столкнувшись с подобными обстоятельствами, истинные бизнесмены переходят к решительным действиям. Они привлекают сторонних инвесторов, а порой и продают свой бизнес. То есть демонстрируют вполне рыночное поведение в сложной ситуации, понимают «свой предел» и готовы к переменам. Но чаще всего приходится наблюдать совершенно иной подход. Бизнес «сковывается», собственники начинают избегать любых рисков, а одновременно — лишают компании каких бы то ни было возможностей развития. К чему это приводит, мы только что обсудили.
Со стороны российский бизнес все чаще напоминает ситуацию, сложившуюся в московской молодежной музыкальной тусовке к началу 80-х, когда эта самая «молодежь» как-то незаметно оказалась представленной теми, кто был действительно молод в шестидесятые годы. Нынешняя «молодежь» в бизнесе — это те же самые сорокалетние «дяди» и «тети», занимающие не свое место. Они потеряли готовность и способность рисковать, но так и не приобрели навыков управления большими компаниями.
Сегодня много говорят о всякого рода кризисах в сфере малого и среднего бизнеса. Но, думаю, главный из них — кризис, связанный с отсутствием жизненного пространства для нового поколения бизнесменов. Впрыскивать «молодую кровь» некуда — объем рынка невелик, развернуться здесь негде. Похоже, действительно значимые изменения на рынке начнутся только тогда, когда владельцы компаний поймут, что бизнес делается именно ради прибыли. И что деньги определяют дальнейшее развитие компании. Тогда обострится настоящая конкуренция, возникнет иная рыночная среда. Вот только есть подозрение, что задавать тон в этой новой среде будет другая молодежь, представители следующего поколения.
Ведь нынешнее поколение молодежи для бизнеса — пропало. Его представители пытались пробиться на рынок в то время, когда нынешние бизнесмены сами были еще молоды, а их компании бурно развивались. Наиболее способные стали наемными управляющими. Управляющими, но не собственниками. И, конечно, у нового поколения возможностей будет куда больше. Главное — не повторять старых ошибок.