Шесть лет назад я делал операцию на колене в Германии. Немецкий доктор, очень известный хирург, сказал, что любит русских пациентов больше всего. Я спросил, почему. Ну, говорит, немцы следят за здоровьем, а русские доводят свои суставы до такого состояния, что собирать их из кусочков — высокое искусство. Обычно в нашем бизнесе то же самое — собственник создает совет директоров, когда понимает, что ситуация критична.
Он должен осознать, что настал момент переходить к коллегиальному управлению. Например, бизнес топчется на месте не из-за какого-то конкретного кризиса, просто вокруг новая реальность и нужно вырабатывать новые стратегии, чего он один сделать не может. Или хочется отойти от операционного управления, но нет уверенности в команде. Или пора передавать бизнес детям, и нужен кто-то, кто действовал бы в интересах собственника и на кого можно положиться.
В отличие от консультантов, чья работа разовая, совет — это институция, часть управления компании. Сам совет — не волшебная таблетка, а некая терапия. На первых этапах его работы собственнику ментально, морально и даже физически сложно бывает преодолеть пропасть между «только я принимаю решение» и «у меня есть эксперты и все решения принимаются коллегиально». Роль собственника по-прежнему остается ключевой в компании. Но вмешиваться в работу совета и отменять его решения он не может — зачем тогда собирал? В конце концов, у него всегда остается возможность этот совет распустить и собрать новый.
Первое заседание совета директоров — по сути знакомство — всегда проходит очень тяжело. В одном совете директоров, куда меня пригласили председателем, я первым делом поменял весь совет, потому что он был набран из друзей владельца, а это всегда плохая история. Мой совет собственнику — набирать в совет директоров людей, которых не знал ранее, чтобы у них не было проблем сказать тебе в глаза неприятную правду.
Уже во время второго заседания собственник начинает получать удовольствие от того, что слышит экспертное мнение в ответ на свои ощущения от людей, у которых есть опыт других бизнесов, опыт работы в других компаниях. Уже к третьему заседанию совета у акционера меняется видение своей роли и роли совета в жизни компании. А первые ощутимые результаты совет обычно начинает приносить в районе третьего-четвертого заседания (при условии, что между этими заседаниями активно ведется работа в комитетах совместно с менеджментом компании).
Новая бизнес-реальность требует от бизнеса постоянно быть готовым к изменениям. Но никакая компания стабильно к трансформации не готова, потому что ее организационная структура, бюджет, финансовое управление и все остальное заточены под прежний тип бизнеса. Ни у кого нет свободных сильных людей, которые сидят в пустой комнате с мешками денег и ждут, когда их попросят придумать что-то новое. Для этого, по сути, и нужен совет директоров (или наблюдательный, консультативный совет), потому что менеджмент и собственники, которые участвуют в управлении, погружены в рутину. Совет директоров в состоянии произвести трансформацию, поскольку смотрит на бизнес со стороны. У него две основных функции — функция контроля и функция поддержки, инъекции другого опыта и расширения горизонта. Вот эта вторая функция для частного российского бизнеса сейчас очень важна.
О том, как работает совет директоров и как определить, правильно ли вы его организовали — в следующих публикациях.