Harvard Business review

Размышления о том, что умение эффективно выступать на публичных мероприятиях влияет не только на личную репутацию, но и на оценку компании, а также практические советы по развитию спикерских навыков
Я работаю в частном бизнесе 30 лет и привык презентовать себя как бизнесмена и специалиста по управлению. Собственно, именно так я о себе и думал до недавнего времени.

Много лет я был СЕО, управляющим акционером и руководителем группы компаний. Разнообразные дополнительные умения я рассматривал как сопутствующие навыки, неотделимые от основной профессии управляющего. Например, бизнес-аналитику, специалиста по переговорам, специалиста по продажам, ментора и, конечно, спикера.

После трех десятилетий работы в бизнесе и сотен выступлений в различных аудиториях я натренировался во всех элементах спикерского многоборья и стал довольно опытным и востребованным спикером. Однако три года назад я сменил профессию и начал работать независимым директором. Я создал компанию FutureCorp, где мы с партнёром помогаем бизнесменам создавать советы директоров.

За это время мне пришлось пообщаться со множеством предпринимателей и их топ-менеджеров, а также выступить на большом количестве конференций и семинаров. Я стал понимать, что эти «сопутствующие навыки» являются самостоятельными умениями, которыми в совокупности мало кто владеет. Мне хотелось научить многих из моих собеседников говорить и выступать.

Постоянно размышляя об этом, я начал шаг за шагом обобщать свой опыт. Назовём весь комплекс соответствующих умений спикерством. Эта статья о том, как стать Спикером с большой буквы.
Небольшое вступление
1
Часто представление о компании создаётся исходя из личности человека или людей, являющихся штатными спикерами. По этим выступлениям компанию оценивают журналисты, бизнес-аналитики, консультанты, поставщики, арендодатели, покупатели и инвесторы. Требования к стилю и качеству внешних коммуникаций постоянно возрастают. Однако бизнесмены — занятые и загруженные люди. Если у них нет навыка краткой, выразительной и энергичной презентации, коммуникации заберут много сил и времени и выйдут за рамки разумного.
2
Умение выступать на конференциях — это не отдельное факультативное умение. По таким же принципам строятся все выступления: на правлении перед коллегами и подчинёнными, на совете директоров, на переговорах, на встрече с инвесторами и т. д. Любое публичное выступление — это непрерывное совершенствование своего оружия главного калибра — умения четко, сжато, внятно и интересно излагать свои мысли.
3
Многие люди считают, что, чтобы донести до других свою мысль, её нужно просто произнести. Это, конечно, иллюзия. Примем за 100%: один произнёс информацию, остальные приняли её полностью и без искажений. Так вот, у неопытных спикеров этот коэффициент вряд ли превышает 50%, что оставляет огромное пространство для искажений и неверных интерпретаций. Спикеру следует стремиться именно к 100%, отталкиваясь от того, как поняли и как восприняли то, что он говорит.
Мой путь начался с детства, когда отец рассказывал мне и брату на ночь истории. Когда я подрос, сам стал рассказчиком: мы ездили с классом на экскурсии в театр, дорога занимала 40−50 минут в одну сторону, и я рассказывал своим одноклассникам сорокаминутные куски из прочитанных мною книг из «библиотеки приключений» и других остросюжетных детских книг. Я читал много и быстро, и мои истории не повторялись. Став ещё старше, я начал рассказывать истории, которые придумывал сам.

То, что я много читал, значительно повлияло на мою речь. Оглядываясь назад, я выделю две категории книг, повлиявшие на моё умение выражать свои мысли. Первая группа — это интересные и хорошо рассказанные истории. Вторая — это книги, в которых важны стилистика и лексика, используемые слова и обороты.

Но недостаточно просто слышать и видеть, как рассказывают другие. Надо всё время практиковаться в рассказах. Самым лёгким и часто используемым жанром являются анекдоты. Публичный рассказ анекдота — это, по сути, эстрадный скетч. Здесь краткий сюжет, каждое слово имеет значение, как и интонация с эмоциональной наполненностью. Главное, что делает это прекрасным упражнением, — быстрая и честная реакция аудитории. Если все дружно рассмеялись — значит, вы донесли все части смысла. Если рассмеялись, но не все или не сразу — вы на правильном пути, работайте над собой. Если никто не засмеялся — неудача. Анализируйте причины и пробуйте снова.

Другой жанр, тоже развлекательный, — путевые заметки. Отпуск, поездка, любое личное приключение. Он гораздо сложнее, это уже полноценная словесная презентация. Задача рассказчика — сделать историю интересной. Здесь также важна быстрая и честная реакция слушателей: если они дослушали, не перебивали, задавали заинтересованные уточняющие вопросы — ура, вы справились. На этапе путевых заметок проявляется потенциал спикера, так как становятся видны многие атрибуты хорошей презентации — содержательность, стиль, качество речи, умение выразить мысли и установить контакт со слушателями.

Существуют и другие жанры: бытовой разговор, поручения, общение с пожилыми родителями, детьми, обслуживающим персоналом и так далее. Важно анализировать и контролировать свою речь.

Если вы набили руку в таких историях и стали мистером/мисс/миссис «хорошо подвешенный язык», то обрели и уверенность, и определённый автоматизм. Мне, помимо прочего, помогали любопытство и страсть к копированию. Я обращал внимание на то, как разговаривали эффективные в коммуникациях люди, и перенимал их приёмы. Иногда на короткий срок копировал чужую манеру говорить вплоть до мимики. Что-то мне подходило, что-то — нет. Был период, когда я копировал интонации, жестикуляцию и риторические приёмы Стива Джобса, все выступления которого видел вживую на ежегодных конференциях Apple.

Момент, когда я из начинающего спикера стал опытным, зрелым и востребованным, ускользнул от моего внимания. Но я помню, как шесть лет назад первый раз выступал в программе обучения взрослых предпринимателей (средний возраст 33 года). Вечер, все устали. Я пришёл в аудиторию, кто-то беседует, кто-то пьёт кофе, повернувшись ко мне спиной, кто-то сидит в телефоне, кто-то говорит по телефону, кто-то дремлет. Меньше половины аудитории смотрят на меня, но довольно равнодушно — мол, ещё один пришёл нас поучить.

Я начинаю говорить, и через 2 минуты все сидят и слушают, через 5 минут в аудитории воцаряется полная тишина, через 10 минут я понимаю, что это «моя» аудитория, и я её веду и управляю ею.

Сейчас меня приглашают выступать в качестве guest speaker как перед небольшими группами профессионалов, так и перед руководством и менеджментом крупнейших компаний. Я привык чувствовать себя спокойно и уверенно. Но я всегда готовлюсь, даже если выступаю всего 10 минут, и всегда после выступления анализирую ключевые моменты состоявшейся сессии.
Настоящее спикерство можно сравнить со спортивным многоборьем: вы должны быть достаточно сильны в каждом из видов и уметь распределять силы.
Итак, мы с вами стали хорошими рассказчиками. Мы умеем придумывать и рассказывать истории. Но, как говорят математики, это необходимо, но недостаточно. Настоящее спикерство можно сравнить со спортивным многоборьем. Вы можете выиграть соревнования по многоборью, не будучи чемпионом в каждом из видов. Но вы должны быть достаточно сильны в каждом из них и уметь распределять силы. И, конечно, быть настроенными на результат. В многоборье входят ваши умения, ваша личность и ваша глубина.

Очень часто компанию оценивают не только по финансовым показателям, но и по тому, «сколько стоит» её руководство и акционеры. Помните: «по одёжке встречают, по уму провожают»?

Если вы хотите получить высокую оценку вашего бизнеса, ваши достижения — лишь повод для старта серьёзного разговора. Ваши умения — уже причина для того, чтобы этот разговор состоялся и дошёл до завершения. А значительность вашей личности и глубина вашего ума — причина для успешного завершения этого разговора.

В ваших выступлениях, в рассказе о вашем бизнесе эти три «дисциплины» преобразуются в технику выступления, атмосферу и содержательность.
Техника
Известно, что множество статей, книг и видеокурсов рассказывают про навыки и приемы публичных выступлений, о всевозможных tips and tricks, lifehacks, словечках, оборотах и приемах. Я скажу о том лишь, что сам считаю важным.

Физическая сдержанность
Не путать со скованностью! Имеется в виду отсутствие суетливости, спокойная уверенность, скупая жестикуляция и мимика.

Словесная сдержанность
Не использовать слова-усилители: «очень сильный», «огромный успех», «колоссальные усилия». Не пользоваться уголовным и уличным сленгом («походу», «опускать», «борзеть» и т. д.), уходить от директивных глаголов: «смотрите», «слушайте», «поймите», уместно шутить.

Дисциплина речи
Отсутствие слов-паразитов и звуковых пауз («эээ…»), хорошее четкое произношение, отсутствие повторов, сбивчивости, путаных фраз, интонационной суеты, длиннот.

Внятность
Краткая образная речь, использование простых понятных слов («просто о сложном»), не злоупотреблять специальной терминологией, жаргонными словечками и англицизмами. Как я уже говорил, вас должны понимать.

Культура речи
Использовать точные и уместные слова, широкий словарный запас — показывать хорошее владение языком, не использовать «словесный горох», то есть не злоупотреблять причастными и деепричастными оборотами, уточнениями и дополнениями.
Личность
Рассмотрим важнейшие качества личности, за которые особенно ценят спикеров. Некоторые я не буду даже комментировать, они и так понятны.

Эмоциональный интеллект и эмпатия
Умение не только говорить, но и слышать, слушать аудиторию, отвечать на её запрос.

Харизма
Умение завоевать и удерживать внимание, «вести» аудиторию за собой.

Жизненный опыт
Из которого спикер черпает важные и полезные истории, кейсы, примеры.

Чувство юмора и самоирония
Важнейшие, ценнейшие качества спикера. Мало кто в состоянии их демонстрировать.

Открытость, искренность и дружелюбие
Создают доверительную атмосферу.

Уважение
К аудитории и себе. Важно!
Глубина
Содержание и содержательность выступления отражают глубину спикера (или её отсутствие!) При помощи каких средств вы можете эту глубину подчеркнуть и оттенить?

Логика и структура
Хорошо структурированная, чёткая и логичная презентация — большая редкость. Такой подход отражает порядок в голове, собранность и организованность спикера, а ещё умение создавать и управлять контентом.

Смысловая наполненность
В выступлении все смыслы должны быть плотно упакованы, без воды и других растворителей.

Многозначность
После презентации у аудитории должно быть ощущение, что, несмотря на высокое качество и содержание выступления, спикер сказал лишь малую часть, показал лишь срез. А личность выступающего и предмет, о котором он рассказал, больше, значительнее этой презентации. Кстати, так выступал Стив Джобс.

Знание предмета
Расскажите о рынке, о трендах, о потребителях, о продукте — покажите, что вы на самом деле «знаете всё» о том, о чём рассказываете.

Формат контента
Качество изложения, образность часто достигается через то, как вы подаёте контент, какими средствами и инструментами он сделан. Никаких тяжёлых слайдов с множеством «глухого» текста мелкими буквами, никаких тяжёлых таблиц с десятками цифр — ничего, что мешает быстрому визуальному восприятию аудитории, разрушает её контакт со спикером.

Ответы на вопросы
Важнейшая часть, не менее важная, чем сама презентация. Это — искусство импровизации. Мастерство импровизации — признак и ума, и профессионализма. Тренируйтесь отвечать на вопросы, да ещё таким образом, чтобы порождать своими ответами новые интересные вопросы. Часто содержание выступления обретает завершённость именно в сессии вопросов и ответов.
Закончить эту статью я хотел бы весьма простой мыслью: внешней средой оценивается не просто качество ваших персональных коммуникаций — это оценка всего вашего бизнеса, а также ваша ценность и ваши перспективы. Работайте над собой.
Евгений Бутман