Корпоративная этика на развитых рынках довольно жесткая, это институциональная вещь: есть четкие границы, за которые не стоит заходить, и они обозначены корпоративными кодексами, законодательством, юридическими практиками. Исключений нет ни для легендарных компаний, ни для компаний с гигантской капитализацией. Например, в том же Apple при Джобсе регулятор обнаружил махинации с опционами. Шумиху быстро замяли, уволив финансового директора.
В Америке корпоративное законодательство для публичных компаний стало жестким после многочисленных скандалов, связанных в том числе с нарушением корпоративной этики. И это законодательство довольно сильно повлияло на европейские и азиатские компании, которые хотят листинга на американских биржах; корпоративная этика распространилась по всему миру.
На развивающихся рынках тоже есть законодательство, которое описывает, по сути, этику. Например, в России была борьба с задержками зарплат, и в трудовом праве довольно много про этику, есть природоохранное законодательство и т. д. Другое дело, что в развитых странах многие десятилетия помимо законодательства складывалась и бизнес-этика, которую преподают в бизнес-школах — то есть воспитаны целые поколения управленцев с едиными корпоративными правилами в голове. В России бизнес очень молодой, преемственности не сложилось; у руля по-прежнему первое (максимум кое-где второе) поколение предпринимателей и топ-менеджеров.
Что касается оценки рисков, компании уже закладывают в долгосрочную перспективу риски, которые связаны с некорректным корпоративным поведением, и это в принципе неплохая история. В крупных компаниях такие вещи оценивают юридические отделы, советы директоров, PR и GR-департаменты. Среди бизнесменов стало гораздо меньше эксцентриков, позволяющих резкие публичные высказывания; все стало гораздо более аккуратным, зарегулированным, а нуворишество как манера поведения переместилась из бизнеса в чиновничество. В бизнесе грубость по отношению к потребителю абсолютно не приемлема, потому что вы себе тем самым стреляете в ногу.