Пробежав глазами ту или иную публикацию, в очередной раз с грустью признаешь: автор — личность. Но личность, увы, мелкая. Настолько, что истинные мотивы, заставившие написать именно такие слова, именно так подать события, нетрудно восстановить с крайне высокой степенью точности. Однако мы берем в руки газеты или просматриваем страницы онлайновых СМИ вовсе не для того, чтобы разбираться в том, кому была выгодна та или иная статья, какие силы привели к ее появлению. Мы хотим сущего пустяка — четкой, ясной, достоверной информации.
Какая периодика нужна бизнесменам? Прежде всего, фактологически точная, снабженная серьезной аналитикой. Ведь, если честно, российским предпринимателям катастрофически не хватает информации. Как, впрочем, и статей, публикаций, которые заставляют думать.
Повторюсь, лично меня, как предпринимателя, стремящегося получать качественную информацию, такое положение дел не устраивает совершенно. Мне хочется получать в нужный момент те сведения, которые мне действительно нужны. И читать то, что заставляет меня думать. Это значит: проверенные и точные факты, глубокая и профессиональная аналитика, отражающая реальное состояние дел (а не чью-то частную точку зрения); обоснованные прогнозы и — живые, реальные истории развития конкретных компаний.
Но вместо этого мне постоянно пытаются предложить странный салат из слухов, непроверенных данных и фальшивых историй успеха, за которыми явственно ощущается направляющая и вдохновляющая рука пиарщиков.
В СССР все мы активно читали книги. Вот только книги эти лишь в редких случаях можно было считать руководством к действию, а полученные знания — применять на практике. С началом перестройки на время показалось, что все изменилось. Пресса приобрела невиданную популярность, один из результатов которой — ломящиеся от обилия изданий газетные прилавки. Мы верили, что, потребляя новую прессу, сможем почерпнуть так необходимую нам информацию. Однако довольно быстро выяснилось: проблема по-прежнему существует, а все изменения коснулись скорее нюансов, чем сути.
Журналисты старой, советской формации, — в большинстве своем люди с хорошим образованием и жизненным опытом. Но, похоже, им совершенно неинтересно готовить статьи, в которых главное — свежая, уникальная, эксклюзивная информация. Чаще всего они предпочитают излагать свои мысли «по поводу». А то и в отсутствие такового. Молодые журналисты вроде бы готовы рыть землю в поисках новых фактов. Но хорошо заметно: невероятные амбиции и стремление как можно быстрее добиться карьерных высот — перевешивают. В итоге российская журналистика как таковая постепенно начинает напоминать этакий клон МTV. Проще говоря, нам постоянно пытаются внушать довольно убогие и пошлые взгляды. Сдабривая этот адаптированный контент минимумом достоверной информации.
Вполне возможно, что в сфере развлечений и, в частности, легкого чтива все как раз обстоит очень хорошо (в чем я, впрочем, не уверен). Но если иметь в виду аудиторию деловую, то вывод очевиден: налицо драматический разрыв между запросами людей, занимающихся бизнесом, и — будто бы предназначенной для них прессой. Дело это, конечно же, поправимое. И со временем упомянутый разрыв постепенно сократится. Журналисты будут учиться, набираться жизненного опыта. Да и читатель у нас в стране все-таки подготовленный. То есть способен отличить черное от белого благодаря здравому смыслу и жизненному опыту. Все это несомненно будет. Но, увы, всего этого нет сейчас. Как ни обидно… Чего не хватает нашей прессе, так это прежде всего специальных знаний. И это — настоящая проблема. В США или Западной Европе бизнесмены и топ-менеджеры — за редким исключением, люди, получившие соответствующее образование (а часто и не одно!). В свою очередь, зарубежная деловая пресса, как правило, предельно корректно использует специальную терминологию, понятную любому предпринимателю или управляющему.
Мы же до сих пор вынуждены каждый день изобретать очередные «велосипеды». Ведь российские бизнесмены занимаются самообразованием и набираются опыта непосредственно в процессе управления компанией, общения с коллегами. Совершая при этом невероятное количество ошибок и просчетов, которых легко можно было бы избежать.
В такой ситуации идеальная бизнес-пресса могла бы взять на себя функции не только информатора, но и учителя. Привносящего в бизнес новые термины, идеи, технологии управления. Но сегодня пополнить свой багаж такого рода богатствами действующим бизнесменам в России удается лишь посещая дорогостоящие (а порой и не слишком информативные) семинары. Либо — осваивая скудный (если отсеять всю макулатуру) ручеек переводных книжек. Нужные и вполне солидные деловые издания в России есть, их названия всем известны. Однако общий уровень деловой прессы по-прежнему сводится к уровню какой-нибудь «Сплетницы». Термин «желтая деловая пресса» весьма условен. Но оценивая нынешнее состояние деловой журналистики в России, похоже, пора вводить его в оборот.
Что же, остается только понять, с чем мы имеем дело — со злым роком, досадной случайностью или — с системой. Так вот, на мой взгляд, все это именно система. И — сознательная позиция.